Легализация криптовалюты в Украине

Легализация криптовалюты в Украине

Верховная Рада приняла закон «О виртуальных активах», который должен легализовать криптовалюту. Можно ли теперь будет расплачиваться биткоинами, как будут работать в Украине криптовалютные биржи и что будет с майнингом – читайте в материале.

 

Криптовалюта в Украине, какой правовой статус?

В отличие от электронной валюты, биткоин, эфириум и остальные – это виртуальные валюты, которые не имеют физического выражения. Единицей подобной валюты традиционно являются так называемые коины, с английского – монеты; взамен никаких монет в классическом смысле не существует. Коин является зашифрованной информацией, которую невозможно скопировать. Сегодня в мире насчитывается около 8300 криптовалют, самые популярные – Bitcoin и Ethereum. До недавнего времени правовой статус криптовалюты определялся исключительно как «имущество», но 2 декабря прошлого года Верховная Рада в первом чтении приняла Закон Украины «О виртуальных активах», который был призван легализовать криптовалютный рынок в Украине.

И вот, Верховная Рада на заседании 8 сентября поддержала во втором чтении законопроект №3637, который позволит легализовать виртуальные активы и бизнес в этой сфере в Украине. Об этом известно из заседания ВРУ, пресс-служба Министерства цифровой трансформации.

Документ поддержали 276 депутатов.

Этот закон является базовым и определяет правовой статус виртуальных активов, чем предоставляет юридическую защиту пользователям и участникам рынка. Таким образом, официально будут работать иностранные и украинские криптобиржи, а банки  будут открывать счета для криптокомпаний.

Кроме того, это означает, что украинцы смогут задекларировать свои доходы в виртуальных активах.

Этому предшествовал целый ряд экспериментальных законопроектов, среди которых:

  • Проект Закона об обороте криптовалюты в Украине (№7183 от 06.10.2017);
  • Проект Закона о стимулировании рынка криптовалют и их производных в Украине (№7183-1 от 10.10.2017);
  • Законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законы Украины относительно налогообложения операций с криптоактивами от 15.11.2019 по номеру 2461;
  • Проект Закона №4004 от 01.09.2020 о внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно повышения эффективности борьбы с киберпреступностью и использования электронных доказательств.

 

Зачем нужны эти изменения?

Участники рынка получат возможность для защиты, в частности в суде. Ведь пока криптоактивы не имели никакого статуса – делать это было сложно.

Например, кто-то считает, что его биткоинами завладели неправомерно, но государство никоим образом не может это квалифицировать, потому что сфера нерегулируемая. Поэтому закон нужен как минимум для гарантии права собственности.

Кроме того, возможность защиты получат и клиенты бирж – если они сочтут, что эти биржи нарушили их права. Однако касаться это будет лишь бирж, которые зарегистрируются в Украине.

Власти надеются, что легализация рынка криптовалют позволит привлечь иностранные инвестиции и развить эту отрасль. И, конечно, официальная деятельность рынка уже будет приносить налоги в бюджет.

Кроме этого, регулирование рынка криптоактивов должно помочь бороться с финансированием терроризма и «отмыванием» денег. Закон базируется на стандартах FATF, говорят в Минцифре.

 

Теперь можно будет расплатиться криптовалютой?

Нет. Даже если у вас есть Bitcoin, Ethereum или иная «крипта», заплатить за товар или услугу в Украине пока не получится.

И когда этот закон заработает (а здесь не все так просто – впрочем, об этом ниже), единственным платежным средством все равно останется гривна. Об этом сразу напомнил и глава Нацбанка Кирилл Шевченко.

Но может случиться, что с развитием рынка возможность рассчитываться криптовалютой с помощью посредников всё-таки появится.

По мнению заместителя министра цифровой трансформации Александра Борнякова, это может быть такая же схема, как и с валютными карточками – ими можно расплатиться, хотя ни доллар, ни евро, ни другие валюты, согласно закону, не является платежным средством. Однако при оплате происходит мгновенная конвертация валют.

Также НБУ размышляет над введением в Украине собственных цифровых денег – е-гривны.

 

Что такое е-гривна?

Немного отступим от темы и объясним отдельно, чтобы избежать лишних спекуляций, что же такое е-гривны и в чем их отличие от “традиционных” криптовалют.

Цифровая валюта – это фактически электронные аналоги обычных денег. В отличие от криптовалют, которые существуют в децентрализованных сетях, цифровые валюты выдаются и контролируются центробанками. Цифровые валюты не относят к виртуальным активам.

Свои цифровые валюты уже разрабатывают Китай, Швеция, Маршалловы и Багамские острова и еще некоторые страны. В Венесуэле на фоне политического кризиса в 2018 году вообще объявили о запуске собственной криптовалюты El Petro, привязанной к цене нефти в стране. Но ее быстро запретили в США.

В Украине летом 2019 года Нацбанк осуществил пилотный выпуск электронных гривен – их тогда тестировали на сотрудниках ведомства. В своем отчете за тот же год регулятор упоминал о возможности создания электронной гривны по примеру Stella.

В феврале 2020-го тогдашний председатель НБУ Яков Смолий заявил, что учреждение готово к запуску электронной гривны, однако сначала там стремятся убедиться, что этот выпуск не нарушит тенденции к медленному росту цен в Украине.

 

Когда же биткоин будет «в законе»?

Поняв разницу между цифровыми деньгами и криптовалютой возвращаемся к первоочередной теме – легализации криптокоинов в Украине. Пояснительная записка определяла цель закона №3637 (о котором говорилось в начале статьи) как предоставление участникам виртуальных активов возможности пользоваться банковскими услугами, выплачивать налоги с полученных доходов и получать юридическую защиту в суде, когда их права нарушаются. Также целью законотворцев было обеспечить защиту украинских инвесторов во время инвестирования на рынке виртуальных активов.

Именно этим документом определяется вообще понятие и правовой статус виртуального актива. Согласно закону виртуальным активом признается особый вид имущества, который является ценностью в электронной форме, существует в системе обращения виртуальных активов, и может находиться в гражданском обороте. Виртуальные активы могут быть обеспеченными и необеспеченными. Зависит этот критерий от удостоверения им имущественного или неимущественного права, например, права требования на какие-то другие объекты гражданских прав. Что важно – обеспечение виртуального актива не тождественно обеспечению виртуального обязательства. Необеспеченный виртуальный актив вообще не удостоверяет имущественного или неимущественного права. Также данный акт определяет некоторые вопросы права собственности и заключения соглашений с использованием активов такого типа в Украине.

К большому сожалению, данный законопроект – рамочный, то есть вместо того, чтобы четко указать механизмы и процедуры осуществления операций с виртуальными активами, он только их определяет и разрешает. Применение предлагается прописывать в дополнительных вопросах.

Теперь стоит немного подробнее раскрыть вопросы налогообложения и реальной необходимости его внедрения в отношении криптографических валют на украинской территории. Сейчас в Верховную Раду внесен проект закона №2461, который призван установить четкие правила налогообложения для продажи криптографических активов, к которым также относят и криптовалюту. Проект учитывает случаи так называемого вывода активов в фиат (то есть продажи криптовалюты за реальные деньги, например, доллары). Авторы законопроекта отмечают, что украинский рынок виртуальных активов вообще не может развиваться из-за отсутствия определенности правового статуса виртуальных валют и токенов.

Также проект закона отмечает, что прибыль, которая была получена благодаря операциям с криптовалютой, будет рассчитываться отдельно. Определяется же он как положительная разница между доходом от продажи и расходами от майнинга (целесообразное определение содержит проект Закона Украины «Об обороте криптовалюты» – вычислительные операции, которые осуществляет майнер с помощью собственного и / или арендованного специализированного оборудования, с целью обеспечения работоспособности и безопасности системы блокчейн, и в зависимости от условий системы блокчейн получает вознаграждение системы блокчейн) или покупки активов. Законопроект определяет налог на такую ​​прибыль в размере 18% для организаций и 5% для физических лиц. Зато налогом на добавленную собственность (НДС) операции по покупке и продаже криптографической валюты не облагаются.

Пробелами в законе следует назвать отсутствие каких-либо указаний, регулирующих применение упрощенной системы к таким операциям. В настоящее время торговля криптовалютой не запрещена для плательщиков единого налога. Основная цель – это вообще убрать фактор влияния НДС и изменить налоговую льготу с 18%, указанных общим законодательством, на 5% в течении 4-5 лет. Это спровоцировано тем фактом, что НДС действительно не работает так, как должно, потому что нет приема-передачи товара в их обычном смысле.

В то же время власти планируют контролировать размер дохода двумя основными способами. Если происходит конвертация из фиатной, то есть реальной, валюты, в криптографическую, то критерием контроля будет выступать разница между выходом и входом в криптоактив. Зато налогообложение дохода, возникающего во время операций с использованием исключительно криптовалют, можно реализовать исключительно при условии предоставления добровольного отчета субъектов и на основании документальных подтверждений (чеков, выписок, справок) от торговой площадки, которая контролировала операцию.

Также законодатели имеют целью дифференцировать налог на прибыль между физическими и юридическими лицами в соответствии с требованиями предоставления налоговых отчетностей: юридическим лицам придется платить налог или раз в квартал, или раз в полгода, а ФОПам – исключительно раз в год. Также для них будет особое правило – оплачивается 5% от объема.

Отношение власти к данным законодательным метаморфозам в целом положительное, потому что, как считается, ценность данных актов сверхвысокая. Именно благодаря им повышается значимость финансовой системы Украины, а также существенно упрощается проведение финансовых потоков. Сегодня это важно, потому что FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering – межправительственная организация, которая занимается разработкой мировых стандартов по противодействию отмыванию преступных доходов) относит украинские банки к так называемому «серому» списку, на что чуть ли не в первую очередь влияет именно отсутствие четкой законодательной регуляции оборота криптографических активов. В результате для украинских трейдеров закрыто более 20 бирж, среди которых: американо-британские Gemini и Coinbase, японская Bitflyer, южнокорейская Korbit, бразильская Mercado bitcoin, мексикано-гибралтарская Bitso и другие. По международному законодательству они могут оказывать услуги исключительно налоговым агентам, которыми украинцы, к сожалению, не являются.

Зато вести в Украине свою деятельность, имея за рубежом только офисы, не прекращают не менее известные Wirex и EXMO, то есть наше государство – это выгодная торговая зона, принятия на которой законодательства с оборота виртуальных активов даст общий толчок к эволюции всей отрасли финтеха и криптоиндустрии как ее случаю. Следствием этого станет привлечение масштабных инвестиций даже в те отрасли экономики, которые не имеют никакого отношения к криптографии.

Еще одной важной причиной для перемещения криптовалютного вопроса в правовое поле является проведение с помощью «детей блокчейна» огромного количества незаконных операций. Об этом свидетельствует заявление главы Департамента киберполиции Александра Гринчака, который полностью поддержал законодательную инициативу, ведь это не только пополнит бюджет, но и поможет как можно эффективнее отслеживать незаконные операции, участники которых пользуются криптовалютой, а ими могут быть любые преступления – от вымогательства до работорговли, от вымогательства и убийства. По словам руководителя, киберполиция уже неоднократно поднимала этот вопрос и получила поддержку от Верховной Рады и профильных комитетов.

Налогообложение криптовалютных операций

Иностранный опыт доказывает, что налогообложение криптовалютных операций не только приносит доход в государственный бюджет, но и решает проблемы уголовных преступлений, участники которых проводят расчеты с помощью биткоина, лайткоина и других им подобных блокчейн-продуктов.

Например, в Японии криптовалюты признаны полноценными платежными средствами и даже принято особый закон о криптовалютных платежных услугах. Швейцария пошла другим путем, оставив для токенов статус «имущество» и облагая их только по данному признаку.

Богатейший опыт по этому вопросу, что неудивительно, имеют Соединенные Штаты Америки. Там было принято одновременно неожиданное и логическое решение проблемы: криптовалюта признается ценной бумагой и подпадает под юрисдикцию Государственной комиссии по ценным бумагам и биржам. В этих обстоятельствах деятельность по операциям с криптографическими валютами в стране, в отличие от Украины, «слишком» урегулирована, имея кучу ограничений. Показательным образцом того, как это работает в Штатах, можно назвать ситуацию с токеном Gram на базе платформы TON. Павел Дуров тогда смог пройти ICO и привлечь инвестиции в размере более полутора миллиардов долларов, но Государственная комиссия по ценным бумагам и биржам обратилась в суд и добилась запрета выпуска этой валюты. В некоторых странах, в том числе в Китайской Народной Республике, криптовалютные операции вообще вне закона – и это действительно самый простой способ решения данной проблемы на том этапе, когда криптовалютными операциями не пропитан определенный сектор экономики, в том числе теневой.

Настройка системы налогообложения – это не единственный фактор, который напрямую влияет на саму возможность функционирования операций с криптовалютой. Очень важно также, чтобы крупные финансовые структуры поддержали развитие крипто рынка хотя бы на начальном этапе, начиная с внедрения блокчейна. Какую выгоду имеют с этого банки? На сегодня все подобные организации работают с централизованными базами данных, которые хранятся или на физических серверах, или в облачных хранилищах. Для перехода на новую технологию придется создать распределенные базы, которые будут храниться на устройствах участников каждой цепочки. Это удешевит обслуживание, потому что всю огромную систему банка смогут контролировать один-два человека, а также поднимет уровень безопасности. Насчёт внедрения в это время криптовалюты в среде украинских банков есть лишь теоретические соображения, такие как: создание национальной криптовалюты, которая будет храниться в децентрализованной сети. Дальше всех конкурентов в данном вопросе, что неудивительно, продвинулся Monobank, который планирует уже в этом месяце наладить интеграцию с криптобиржей, чтобы дать своим пользователям возможность проводить транзакции с использованием Bitcoin только с помощью карты.

Что касается остальных банков – пока что в направлении внедрения токенов готовы двигаться только несколько крупных банковских структур, среди которых UniCreditBank и ПриватБанк. Именно последний пока демонстрирует актуальные курсы криптовалют, а также размещает полную инструкцию, как купить биткоин с помощью приложения Приват24. Единственное ограничение на сегодняшний день для украинцев касается объема транзакций: более 400 тысяч гривен обменять на криптографическую валюту невозможно с помощью ни одного известного сервиса на территории нашего государства.

Согласно ко всему вышеизложенному можно с уверенностью сказать, что Закон Украины «О виртуальных активах» действительно важен для решения проблемы определения криптовалютных активов в системе цифровой экономики. В результате его функционирования компании смогут регистрировать собственный криптовалютный бизнес в нашей стране, а украинские специалисты смогут реализовывать проекты в украинской юрисдикции. Также данный закон будет способствовать устранению определенных рисков, касающихся работы международных блокчейн-компаний, а также привлечению инвестиций из других стран.

 

А что с майнингом?

Самого процесса «добычи» криптовалюты базовый закон вообще не затрагивает, поэтому майнинг остается в том правовом статусе, где и был. То есть неизвестно где.

Этот процесс правоохранители нередко называют «незаконным» и рассказывают о «разоблачении нелегальных майнинговых ферм». Однако аргументация о незаконности часто довольно сомнительна, ведь майнинг – это, собственно говоря, процесс математических вычислений, которые закон не запрещает.

Даже профильный заместитель министра цифровой трансформации Александр Борняков говорил об этом: «Сейчас проверки, которые проводят силовики, — это часто откровенная манипуляция. Фактически вынуждают компании “договариваться” ».

Однако когда речь идет о незаконных подключениях майнеров к электросетям, претензии правоохранителей, очевидно, имеют основания.

Вместе с этим законодательно урегулировать процедуру майнинга в Минцифре не планируют. Считают, что она и так законная по умолчанию, поэтому дополнительных нормативно-правовых актов не требуется.

«Конечный результат майнинга – криптовалюта. Этот аспект наш закон регулирует, поэтому это решает проблему. После вступления в действие нового закона к компаниям, занимающиеся майнингом, вообще не должно быть вопросов », — рассказал Борняков.

Подробнее о майнинге в Украине и о том, как на нем можно заработать, читайте в нашем материале.

А сколько вообще криптовалюты у украинцев?

Согласно данным и Минцифры, и автора закона Алексея Жмеренецького, ежедневный оборот криптовалюты в Украине – 1 млрд гривен.

Как подсчитала аналитическая компания Chainalysis, Украина находится на 4-м месте в рейтинге использования криптоактивов. В частности, в нашей стране наибольший объем операций с виртуальными активами среди участников рынка в мире, а по итогам прошлого года мы входим в топ-10 стран с наибольшим заработком на Bitcoin.

Источники: hromadske.ua, gracers.com, biz.nv.ua, minfin.com.ua, epravda.com.ua