Правовая база и налогообложение криптовалют в Украине

Закон про криптовалюты в Украины | Статья

На сегодня в мире используется более 8300 криптовалюта на общую сумму более 1 триллиона долларов. Среди самых популярных из них – Bitcoin (биткоины) и Ethereum (Ефириум).

Криптовалюта – это цифровая (виртуальная) валюта, которая не имеет физического выражения. Единицей такой валюты является «coin», что в переводе с английского означает «монета». При этом монета защищена от подделки, поскольку представляет собой зашифрованную информацию, которую невозможно скопировать.

 

Правовой статус в Украине

Второго декабря 2020 депутаты Верховной Рады в первом чтении приняли законопроект № 3637 о виртуальных активы, призванный легализовать рынок криптовалюта в Украине.

В пояснительной записке к документу цель закона описывается так: «Участники рынка виртуальных активов должны получить возможность пользоваться банковскими услугами, платить налоги с полученных доходов и иметь гарантированный юридическую защиту в судах при нарушении их прав. Также очень важной задачей является обеспечение защиты украинских инвесторов при осуществлении инвестиций на рынке виртуальных активов ». Законопроектом определяется понятие и правовой статус виртуального актива, а также вопросы прав собственности и осуществления операций с такими активами в Украине.

Принятый документ можно назвать рамочным, поскольку в нем четко не указаны механизмы и процедуры осуществления операций с виртуальными активами. Законопроект их только определяет и позволяет, а применение на практике будет прописываться в дополнительных актах.

 

Какие налоговые последствия ожидают участников операций с крипто активами

Налогообложение и нормативная регламентация операций с крипто активами в настоящее время приобретает особый интерес со стороны бизнеса. Возникает специфическая ситуация, при котором отчуждается объект, что не находится в гражданском обороте, а полученный при этом доход подлежит налогообложению.

Поскольку отсутствуют правовые формы взаимодействия, необходимые для полноценной реализации участниками их прав и обязанностей при осуществлении операций с крипто активами, необходимо проанализировать, какие налоговые последствия ожидают участников операций с крипто активами.

Пока не существует единого нормативно-правового акта, которым бы осуществлялась правовая регламентация операций с крипто активами. Однако в последнее время зарегистрировано немало законопроектов.

Проект Закона “Об обращении криптовалюта в Украине” №7183;

Проект Закона “О стимулировании рынка криптовалюта и их производных в Украине” №7183-1;

Проект Закона “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно стимулирования рынка криптовалюта и их производных в Украине)” №7246;

Проект Закона “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения операций с виртуальными активами в Украине” №9083;

Проект Закона “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения операций с виртуальными активами в Украине” №9083-1;

Проект Закона “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законы Украины относительно налогообложения операций с крипто активами” №2461;

Проект Закона “О виртуальные активы” №3637 разработаны, однако, ни один из проектов нормативно-правовых актов не вступил в силу.

Несмотря на ажиотаж в СМИ и новости о принятии нормативно-правовых актов, регламентирующих правоотношения в сфере операций с крипто активами, по состоянию на 01.06.2021 года ни один из упомянутых нормативно-правовых актов не вступил в силу.

О сроках “виртуальный актив” и “криптоактив”

Термин “виртуальный актив”, как цифровое выражение стоимости, которым можно торговать в цифровом формате или пересказывать и что может использоваться для платежных или инвестиционных целей, определенный п. 13 ч. 1 ст. 1 Закона Украины “О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения” от 06.12.2019 №361-IX. И хотя Закон направлен на предотвращение и противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а не на регламентацию порядка обращения объектов гражданского оборота, в определении термина “виртуальный актив” он учитывает необходимые для гражданского оборота признаки – стоимость, возможность обмена виртуального актива на другие объекты, способности к обращению виртуального актива в цифровом формате.

Законопроект №3637 “О виртуальные активы” определяет виртуальный актив как совокупность данных в электронной форме, имеет стоимость и существует в системе обращения виртуальных активов. Виртуальный актив может быть как самостоятельным объектом гражданского оборота, так и заверять имущественные или неимущественные права, в частности, права требования на другие объекты гражданских прав. Виртуальные активы являются нематериальными благами, особенности обращения которого определяются Гражданским кодексом Украины и Законом. Виртуальные активы могут быть необеспеченными или обеспеченными. Обеспечены виртуальные активы удостоверяющих имущественные или неимущественные права, в частности: права требования на другие объекты гражданских прав. Виртуальный актив, который обеспечен правами владельцев паевых, долговых, ипотечных, деривационных ценных бумаг, деривационных финансовых инструментов, инструментов денежного рынка, является финансовым виртуальным активом. Виртуальные активы не являются средством платежа на территории Украины.

Согласно положениям Законопроекту №9083 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения операций с виртуальными активами в Украине”, криптовалюта определена как виртуальный актив в форме токена, функционирующий как средство обмена или сохранения стоимости.

Законопроектом №7183 “Об обращении криптовалюта в Украине” установлено, что криптовалюта – это программный код (набор символов, цифр и букв), что является объектом права собственности, что может выступать средством мины, сведения о котором вносятся и хранятся в системе блокчейн в качестве учетных единиц текущей системы блокчейн в виде данных (программного кода). Виртуальный актив – особый вид имущества, что является ценностью в цифровой форме, которая создается, учитывается и отчуждается электронно.

Законопроект №2461 “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законы Украины относительно налогообложения операций с крипто активами”, в виртуальных активах относит крипто активы, токен активы и другие виртуальные активы.

Несмотря на отсутствие официальной, правовой регламентации указанных правоотношений можно предположить, что крипто активы должны быть отнесены к виртуальным активам через характеристики их правовой природы (стоимости, возможности обмена виртуального актива на другие объекты, способности к обращению виртуального актива в цифровом формате и способности быть с объектом гражданского оборота). Отсутствие правовой регламентации правоотношений свидетельствует об отсутствии прямых запретов совершать операции с крипто активамы.

О судебной практике

Судебная практика по операциям с крипто активами преимущественно касается уголовных и хозяйственных дел. Уголовные дела в отношении обращения крипто активов подлежат отдельному осмотру и не будут исследованы в рамках данной статьи. Определенная часть хозяйственных споров касается взыскания ущерба за незаконное требование имущества, с помощью которого генерируют крипто активы.

Из анализа решений можно сделать вывод, что исковые требования о взыскании убытков в случаях изъятия имущества с помощью которого генерировались крипто активы, не будут удовлетворены судом – Постановление Центрального апелляционного хозяйственного суда от 10.03.2020 г.., Дело №908 / 755/19.

Также, часть споров касается регламентации договорных обязательств при которых крипто активы является предметом договора. Анализ решений дает возможным сделать вывод, что суд признает крипто активы объектом гражданского оборота – Постановление Восточного апелляционного хозяйственного суда от 02.12.2020 г.., Дело №922 / 95/20.

Подытоживая изложенное, делаем вывод, что судебная практика в сфере правоотношений, связанных с операциями с крипто активами, не является устоявшейся, но единичные случаи признания крипто активов объектами гражданского оборота создают основу для полноценного введения крипто активов в гражданское законодательство в будущем.

 

О декларировании и налогообложения операций с криптоактивамы

Налоговый кодекс Украины предусматривает обязанность налогоплательщика подавать налоговые декларации по каждому отдельному налогу, плательщиком которого он является и за каждый установленный отчетный период, в котором возникают объекты налогообложения, или в случае наличия показателей, подлежащих декларированию, а также платить налоги и сборы, если это предусмотрено Налоговым кодексом Украины. Налогоплательщик обязан платить налоги и сборы независимо от того, является ли объект декларирования объектом гражданского оборота.

Несмотря на то, что в отношении операций с крипто активами правоприменительная практика еще не сложилась, особый интерес контроллеров до налогообложения операций с крипто активами присутствует, что подтверждается соответствующими разъяснениями.

ИПК от 30.11.2020 г.. № 4907 / ИПК / 99-00-04-04-02-09 отмечает, что “на сегодняшний криптовалюта не имеет определенного правового статуса в Украине, в частности, отсутствует нормативная база для ее классификации и регулирования операций с ней.

В то же время с целью урегулирования правоотношений в сфере обращения, хранения, владения, использования и проведения операций с помощью крипто активов в Украине зарегистрированы соответствующие проекты законов “.

ИПК от 02.12.2020 г.. № 4928 / ИПК / 99-00-04-05-03-06 подтверждает необходимость платить налоги и сборы от операций с крипто активами, но не обязанность декларировать крипто активы.

В настоящее время остаются открытыми вопросы по ставкам налогообложения операций с крипто активами, бухгалтерского учета операций с крипто активами тому подобное.

 

С учетом вышесказанного, можем сделать вывод о позиции налоговых органов в отношении операций с крипто активами:

1) крипто активы не является объектом гражданского оборота;

2) отсутствует обязанность декларировать сделки с крипто активами за исключением полученного от них дохода;

3) налогоплательщик обязан платить налоги и сборы с дохода, полученного от операций с крипто активами.

 

В то же время статья 46 Закона Украины “О предупреждении коррупции» от 14.10.2014 года №1700-VII определяет, что информации, отмечается в декларации и которую необходимо представлять в соответствии со ст. 45 Закона №1700-VII, есть информация о нематериальных активов, принадлежащих субъекту декларирования или членам его семьи, в том числе: объекты интеллектуальной собственности, которые могут быть оценены в денежном эквиваленте, криптовалюта. Сведения о нематериальных активах содержат данные о виде и характеристики таких активов, стоимость активов на момент возникновения права собственности, а также о дате возникновения права на них. Соответственно, лица на которых распространяются нормы данного Закона должны указывать в своей декларации информацию о наличии крипто активы независимо от факта получения дохода.

Резюмируя, можем сделать вывод, что, будучи юридически нерегламентированными объектами гражданского оборота, крипто активы остаются достаточно динамичными объектами гражданского оборота. Для ускорения законодательных процессов, связанных с идентификацией крипто активы, как объектов гражданского оборота, необходима “политическая воля”. Без этого крипто активы продолжат “оставаться в тени”, тем самым ограничивая возможность для полноценной реализации прав и обязанностей субъектов крипто операций.

С другой стороны, анализ правоприменительной практики, несмотря на отсутствие правовой регламентации и правовой идентификации крипто активов как объектов гражданского оборота, никоим образом не указывает на то, что доход, сгенерированный с помощью крипто активов, освобождается от налогообложения. Это же свидетельствует о непоследовательности и скрытые выгоды от отсутствия необходимой правовой регламентации указанных объектов. Однако урегулирования рынка криптовалюта в Украине будет способствовать защите прав и интересов участников рынка криптовалюта, поскольку последние получат возможность задекларировать свои доходы и защитить активы от возможных неправомерных действий государственных органов.

Налогообложение операций с криптовалюта в Украине: позиция ГНС

ГНС в ИПК от 30.11.2020 г.. № 4907 / ИПК / 99-00-04-04-02-09 разъяснила некоторые вопросы налогообложения операций с криптовалютами и их декларирования.

Налогоплательщик в своем обращении отметил, что занимается Майнинг криптовалюта, в результате чего получил биткоины в электронном виде на свой крипто кошелке и спрашивает, как облагаются операции по криптовалютам и как их декларировать.

ГНС объясняет, что физические лица – резиденты, получающие доходы как из источника их происхождения в Украине, так и иностранные доходы, являются плательщиками налога на доходы физических лиц и военного сбора.

Базой налогообложения является общий налогооблагаемый доход – любой доход, подлежащий налогообложению, начисленный (выплаченный, предоставленный) в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового периода.

Законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Украины, является денежная единица Украины – гривна. Иностранная валюта может использоваться в Украине в случаях и в порядке, установленных законом.

На сегодня криптовалюта не имеет определенного правового статуса в Украине, в частности отсутствует нормативная база для ее классификации и регулирования операций с ней. Вместе с тем в целях урегулирования правоотношений в сфере обращения, хранения, владения, использования и проведения операций с помощью крипто активы в Украине, а также определение общих принципов функционирования и правового регулирования рынка виртуальных активов в Украине на сегодняшний день в Верховной Раде Украины зарегистрирован соответствующие проекты законов.

 

По представлению декларации.

В соответствии с подпунктами 170.11.1 и 170.11.2 п. 170.11 ст. 170 Кодекса, в случае если источник выплат любых налогооблагаемых доходов является иностранным, сумма такого дохода включается в общий годовой налогооблагаемый доход налогоплательщика – получателя, который обязан подать годовую налоговую декларацию об имущественном состоянии и доходах.

Налоговая декларация подается за отчетный период, при этом действующим законодательством не запрещено подавать в контролирующий орган налоговую декларацию при отсутствии обязанности по такого представления.

Форма налоговой декларации и инструкция по ее заполнению утверждена приказом Министерства финансов Украины от 02.10.2015 № 859.

Следует отметить, что согласно нормам Кодекса и Инструкции № 859 налоговая декларация предусматривает указание доходов налогоплательщика в гривнах с копейками.

По нормативным документам, действующим на сегодня, отражения в налоговой декларации наличии у налогоплательщика криптовалюта в крипто кошелки действующим законодательством не предусмотрено. В то же время при получении доходов от операций с криптовалютами указанные доходы отражаются в разделе II налоговой декларации.

В другой ИПК от 02.12.2020 г.. № 4928 / ИПК / 99-00-04-05-03-06 ДПС рассмотрела обращение о налогообложении дохода от продажи криптовалюта, и сообщает, что доход, полученный физическим лицом – резидентом от продажи криптовалюта другой физическому лицу – резиденту, включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход как другой доход с соответствующим налогообложением.

А если указанный доход выплачивается физическим лицом – нерезидентом, то такой доход считается иностранным и облагается НДФЛ и ВЗ на общих основаниях.

 

Где продать или купить криптовалюту в Украине?

Рассмотрим самые популярные способы.

  1. Онлайн-обменники. Это – самый простой метод для осуществления транзакций с электронными деньгами. Этот метод выигрывает в скорости, удобства, конфиденциальности и безопасности. Как это работает? Крипто обменник напоминают классические обменные пункты валют. Отличие в том, что все операции по покупке цифровых денег проводятся в режиме онлайн с помощью различных платежных систем, банковских карт и переводов.
  2. Криптовалютные биржы. Криптобиржа используется при осуществлении трейдинга виртуальными активами. Ее преимущества – большая торговая функциональность и возможность быстрой покупки и продажи криптовалюта. Недостатки – высокая комиссия, повышенная сложность и снижена безопасность, поскольку нет контроля государства за биржами.  Как это работает? Крипто биржи – аналог классических фондовых бирж, только торговля ведется не акциями, а виртуальными активами.
  3. Терминалы. Альтернативный способ купить криптовалюта – прибегнуть к услугам крипто терминалов. Во многих городах уже есть такие терминалы.

 

А самый простой и оперативный способ провести обмен криптовалюта – воспользоваться онлайн-сервисами. Если же вы планируете позже инвестировать крипту и заняться трейдингом, тогда стоит воспользоваться биржей. В любом случае стоит отказаться от купли-продажи криптовалюта через посредников, поскольку в данной ситуации риск мошенничества очень высок.

Вложения в криптовалюте в 2021 году продолжают приносить доход инвесторам и остаются одним из эффективных инструментов инвестирования. Но помните, что успех всегда зависит от ваших знаний, опыта, тактики, анализа и везения. Поэтому лишний раз не рискуйте.

И если вы скептически относитесь к перспективам инвестирования в электронные валюты, а желание и возможность к инвестированию все же присутствуют, то рекомендуем вам обратить внимание на более традиционные варианты получения дополнительной прибыли с уже традиционных вариантов инвестирования, например, вложения в уже имеющийся и стабильный бизнес-проект.

Если вы нашли бизнес, который вам интересен как объект инвестирования, но есть сомнения и нужен взгляд со стороны – обращайтесь, поможем и подскажем. Также вы можете выбрать среди уже отобранных нами бизнес, прошедших все стадии проверки и являются надежными проектам с высокой валидностью для инвестиций!

Присоединиться и стать акционером фонда FinStream можете и вы.

За более подробной информацией ✅ по вопросам инвестиций обращайтесь 

+380 93 713 30 60

Ждем ваших звонков😎

* Источники: онлайн издание “Юридический вестник Украины”, журнал “Бухгалтер 911”, сайт “еbа.cом.uа”, сайт “bиz.ligаzаkоn.net”.